Культурное устройство Северной Кореи из-за недостатка информации многим кажется похожим на сталинские времена.
Однако побывавшие в стране журналисты и туристы развенчивают этот миф. В КНДР уживаются современные виды поп-культуры — музыкальные группы, «мыльные оперы», кинофестивали, комиксы — и искренний патриотизм. Кроме того, не настолько плохо в стране и с принятием западных влияний, как принято считать. Там любят Микки-Мауса и цитируют переведенного на корейский язык Данте.
Чучхе и поп-культура
Официально в Северной Корее действует идеология чучхе — коммунистического строя, который «подогнан» под национальный менталитет. Однако с этой строгой системой хорошо сочетаются прогрессивные жанры современной развлекательной среды.
В Северной Корее снимают национальные сериалы о жизни страны, минувших тяжелых временах, любимых вождях и борьбе с капиталистическими шпионами.
Обычно в стране со строгим политическим режимом (как это было в Советском Союзе) образуются подпольные культурные течения, которые создают диссидентскую литературу, фильмы и песни. Северную Корею такая участь миновала. И далеко не потому, что режим слишком строг, а благодаря длительному влиянию на менталитет конфуцианства.
В этом религиозно-философском течении интеллигенции отводится место посредника между правительством и простым народом. Деятели культуры объясняют остальным через свои произведения, как нужно себя вести, чтобы власть была довольна и не хотела наказывать людей. За это правительство держит писателей и художников «под крылышком» и обеспечивает им хорошую жизнь. Интеллигент — ответственный гражданин, а не бунтарь и опальный пророк — это традиционная роль для Северной Кореи.
Поэтому у актеров, участников ансамблей, писателей и музыкантов среди народа наблюдается беспрекословное уважение. Фильмы и книги цитируют, песни распевают хором, картины и плакаты вешают в домах. Передачи и сериалы, созданные не только с развлекательной, но и с идеологической целью — любимая тема для обсуждений.
«Уютная» северокорейская культура
Главная задача масс-медиа Северной Кореи — создать для населения уверенность в стабильности. Факт того, что экономическая обстановка только начала выбираться из длительного упадка, не скрывается ни от кого — кроме жителей страны. Им регулярно сообщают о том, какие заведения открывает Ким Чен Ын, лично посещая новые заводы, дома культуры и детские сады. Вперемешку с такими новостями говорят о бедствиях Южной Кореи, попавшей под дурное влияние Америки.
Интернета нет, других источников информации — тоже, поэтому северокорейцы совершенно искренне верят в то, что их страна — лучшая на свете (в некоторых ситуациях — лучшая сразу после Китая).
На создание положительно образа государства направлены как новости и документальные фильмы, так и фикшн-произведения. Сериалы и книги рассказывают о том, как северокорейские супергерои, которым не нужны сверхспособности, побеждают врагов нации с именем Вождей на устах. Популярные сюжеты об отношениях между людьми — любовь между работниками и работницами производств, перевыполняющих планы. Выглядит не очень современно, но работает эффективно — «борьба хорошего с лучшим».
Корея24