(28 мая 2019) В Каннах завершился 72-й кинофестиваль. Впервые за 70 с лишним лет существования фестиваля «Пальма» досталась южнокорейскому фильму «Паразиты», режиссером которого является Пон Джун Хо.
Это — признание не только для конкретного режиссера, но и для всей национальной школы, которая — часто вопреки совершенно неблагоприятным обстоятельствам — стала одной из лучших в мире. Но высшего признания у нее еще не было — до сегодняшнего дня.
Примечательно, что в прошлом году, по мнению многих критиков, «золото» должен был получить «Пылающий» — мастерский триллер другого южнокорейского режиссёра, Ли Чхан Дона. Тогда, увы, ограничились призом ФИПРЕССИ.
Пон Джун Хо 50 лет. В профессию он вступил в 1999-м как сценарист; с тех пор снял восемь картин в качестве режиссера. Уникальность его таланта в том, что он с невероятной для дальневосточного автора легкостью адаптируется к западной киноиндустрии: оба его американских проекта — боевик-антиутопия «Сквозь снег» (2013) и приключенческая комедия «Окча» (2017) — имели успех как в США, так и в Корее.
Более того: снимая картину в уже устоявшемся жанре, он вроде бы и выдерживает все требования, необходимые для развлечения зрителей, но привносит свои особые интонации, которые позволяют наполнить примелькавшуюся жанровую оболочку истинно авторским, арт-хаусным содержанием.
Так произошло и с «Паразитами». Это, на первый взгляд, социальное кино. Главные герои — семья неудачников, которая обманом устраивается работать в шикарную усадьбу обеспеченной семьи Пак — представители противоположного конца общественной шкалы. Паразиты здесь все — зависит, с чьей точки смотреть. Присущее Джун Хо точное чувство юмора не подводит его и здесь, но хрестоматийную комическую коллизию он постепенно и блестяще превращает в полное безумие, в сюрреалистический взрыв. Скорее может идти речь о сатире, которая допускает и смех, и страх, и злость.
А победа «Паразитов» выглядит закономерной еще и потому, что на сей раз и отборщики, и жюри сфокусировались как раз на социальном кино, на фильмах, актуальных не только формально, но и содержательно.
Жюри во главе с мексиканским режиссером, двукратным обладателем «Оскара» Алехандро Гонсалес Иньярриту распределило награды следующим образом:
«Золотая пальмовая ветвь»: «Паразиты» (режиссер — Пон Джун Хо, Южная Корея);
Гран-при: «Атлантика» (Мати Диоп, Сенегал-Франция);
Приз жюри: «Отверженные» (Ладж Ли, Франция) и «Бакурау» (Клебер Мендоса-младший и Жулианно Дорнеллес, Бразилия);
Лучшая женская роль: Эмили Бичем, «Малыш Джо» (Австрия-Великобритания);
Лучшая мужская роль: Антонио Бандерас, «Боль и слава» (Испания);
Лучший режиссер: братья Дарденн, «Молодой Ахмед» (Бельгия);
Лучший сценарий: Селин Сьямма, «Портрет девушки в огне» (Франция);
Специальная награда жюри: «Должно быть, это рай» (Элия Сулейман, Палестина);
Приз «Золотая камера» за лучший дебют: «Наши матери» (Цезарь Диас, Гватемала).
Марина Матвеева по материалам Деловая столица