Древняя культура Кореи западными и постсоветскими специалистами изучена мало, но в последние десятилетия вызывает все больший интерес.
Одной из таких особенностей считаются деревянные маски, которые зачастую ассоциируются с древними временами на полуострове. Чаще всего иностранцы и сами корейцы упоминают хахве — маски, которые получили такое название благодаря местности, в которой их изготавливали и использовали во время традиционных театрализованных представлений.
Зачем нужны маски?
Культура Древней Кореи во многом строилась на вере в то, что в мире рядом с живыми существуют духи умерших людей — предков, которые могут помогать или вредить. Нередко они представлялись злыми из-за того, что не моги найти упокоения — с их кознями связывали эпидемии болезней, неурожаи или стихийные бедствия. Повлиять на ситуацию пытались шаманки — мудан. Они проводили ритуалы, которые символизировали сопровождение разгневанного духа в мир мертвых.
Часто эта церемония сопровождалась театрализованным действом. Именно из него и берет начало использование масок, которое затем расширилось и получило новые функции.
Шаманки и ее помощники во время ритуалов часто закрывали лицо, чтобы спрятать от злых духов свою личность. Считалось, что потусторонние силы могут запомнить человека и продолжать строить козни именно ему. После завершения ритуала такая маска сжигалась — она считалась нечистой, испачканной присутствием духа. И в этом смысле маски острова Хахве отличались — они бережно хранились и передавались следующим поколениям.
С этим связана важная функция, которая добавилась к первоначальному шаманскому назначению: маски превратились из культового снаряжения в театральное. Их стали использовать во время праздников, где актеры надевали их, изображая повседневные сценки из жизни. Также их использовали во время танцев — как ритуальных, сопровождающих обряды, так и театрализовано-художественных.
Виды масок
Всего на острове использовалось двенадцать масок, но только девять из них сохранились до нашего времени. Одиннадцать изображали лица людей разного пола, возраста и социальной группы, а одна символизировала животное — льва. С их помощью актеры изображали в сатирической форме сюжеты, которые высмеивались, осуждались или поощрялись обществом.
В представлениях участвовали такие персонажи:
- Знатный человек;
- Монах;
- Ученый;
- Девушка;
- Невеста;
- Вдова;
- Мясник;
- Дурак;
- Человек, вмешивающийся в чужие дела;
- Слуга;
- Холостяк;
- Лев.
Каждая из масок имела специфические черты, по которым зрители безошибочно узнавали, какие роли исполняются актерами. Часть масок закрывала лицо полностью, некоторые оставляли открытыми подбородок и рот, а две из них имели подвижную нижнюю часть.
Маски делались из ольхи, каждая деталь тщательно прорабатывалась. Краску практически не использовали — ей лишь оттеняли отдельные черты лица — например, румянец на щеках Девушки и Невесты.
Сюжеты представлений
В большинстве случаев театрализованные представления носили юмористический характер. В сценках изображались человеческие пороки, которые были характерны для тех или иных социальных групп. Так, простолюдины не любили Знатного человека и Ученого, так как они олицетворяли собой пороки людей высокого происхождения. Им часто приписывали жестокость, жадность, склонность к несправедливым поступкам. Монах чаще всего представал недобродетельным — его показывали обжорой, лентяем и сладострастником. Мясник олицетворял собой злость, и чаще всего другие герои его боялись.
Популярным был сюжет о том, что герои-мужчины заглядываются на красоту Невесты или Девушки. При этом чаще всего в роли отрицательных персонажей выступали Монах и Ученый, которые по роду своей деятельности должны быть людьми аскетичными и не подверженными соблазнам.
Часто они пытались соблазнить девушку, и в зависимости от того, поддавалась она на уговоры или нет, зависел исход представления. Если она придерживалась нравственных принципов, то вслед за ней хорошими становились и изначально отрицательные персонажи.
Судьба масок хахве
Во время японской оккупации полуострова, которая длилась с 1910 по 1945 год, традиционная корейская культура подавлялась на всех уровнях — в том числе, и в отношении традиционных представлений. Поэтому в этот период маски уничтожались, представления запрещали, а самим корейцам внушали, что традиция не несет в себе ничего ценного.
Ситуация изменилась лишь к 70-м годам ХХ века. Власти Южной Кореи стали заботиться о том, чтобы восстановить эту утраченную культурную ценность. Наследие Древней Кореи стало изучаться университетами, а молодежь заново приучали к тому, что старинные традиции несут в себе неповторимый отпечаток культуры. Так в стране заново проснулась любовь к маскам хахве, которые считаются достоянием.